?

Log in

No account? Create an account
Оборотни, миксаморфы и культ животных [entries|archive|friends|userinfo]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ХУНДИНГИ [Apr. 25th, 2012|10:44 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

karlusa
[Tags|, , ]

Оригинал взят у smelding в ХУНДИНГИ
Г.В. Глазырина в своём труде упоминает страну хундингов (Hundingjaland), населенную песьеголовыми людьми (кенокефалами)
В духе модного "текстологического подхода" исследователь, по всей видимости, не допускает мысли о том, что хундинги могли быть чем-то иным, нежели "литературным заимствованием" из "античных и европейских рукописей".
Между тем имеются археологические доказательства обратного.
В первую очередь это широко известная литая пластина со шлема из Торслунды (Швеция, VII век)

Как видим, здесь изображён именно человек с головою волка или пса, хундинг. (слева можно предположить как раз одного из "рогатых финнов", которые в сагах предстают соседями хундингов).

Менее известна пластина с оковки меча из Зигамарингена (неподалёку от Штутгарта, Германия). Тот же VII век.
На пластине мы видим воина с головою пса или волка, имеющего в одной руке копьё или дротик, в другой - длинный меч-спату, а на поясе - скрамасакс.
Вооружение практически идентично таковому псоглавого воина из Торслунде.
Интересно, что легенду о "кинокефалах" хронист-лангобард Павел Диакон относит к прошлому своего собственного народа времён Великого Переселения

Когда же лангобарды узрели огромные толпы неприятеля и не смели, из-за малочисленности собственного войска, ввязываться с теми в сражение, то нужда вынудила к решению. Они притворились, будто в их лагере есть кинокефалы, то есть люди с собачьими головами и распространили среди врагов [слух], что те сражаются с великой стойкостью, пьют человеческую кровь и, ежели не могут добыть врага, свою собственную. И, дабы придать этим слухам правдоподобие, широко расставили они свои палатки и развели в лагере множество костров. Увидя и услыша это, противники поверили этому и более не решались на битву, которой [ранее] угрожали [лангобардам].

Знакомство Павла Диакона с античной традицией несомненно, но приведённые изображения - а знакомство с "европйескими и античными рукописями" германского и особенно шведского воина-варвара VII века выходит далеко за пределы какогобы то ни было вероятия - показывают, что образ псоглавцев присутствовал в сознании германских и скандинавских варваров совершенно независимо от таковой. И Павел Диакон с высокой вероятностью просто прибег к книжному термину для обозначения фигуры из поверий и/или эпоса собственных предков-язычников.
LinkLeave a comment

Тайные общества Черного континента: часть I Люди-леопарды [Oct. 2nd, 2011|04:54 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |Drums of Dead - "Damballa"]



«Глаза леопарда подобны огню. Хвост леопарда не знает усталости. Но самое страшное в нем – это когти, Которые в мягкие лапы упрятаны». «Ты – нежный охотник, Который, играя хвостом, Сокрушает хребет антилопы. Ты – красавица смерть, Которая в платье пятнистом Подбирается к жертве. Ты – игривый убийца, Который в любовных объятиях Разрывает антилопе сердце»Collapse )
LinkLeave a comment

Тайные общества Черного континента: часть II Люди-крокодилы, люди-буйволы [Oct. 2nd, 2011|04:52 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |Brandon Stone - "Жираф"]


"Один современный ученый как-то изрек "Magic is the science of the jungle"

(С) К.Г.Юнг Архаичный человек


Граница между людьми и животными в сознании большинства представителей традиционного общества порою оказывается настолько зыбкой, что вкупе с психическим настроем на глубинное единство всей живой природы создает возможность толкований в духе самых удивительных с нашей точки зрения взаимопревращений элементарных в принципе событий.Collapse )
LinkLeave a comment

Оборотни в русском фольклоре [Jul. 10th, 2011|01:35 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |Allerseelen - "Geri"]




Вера в реальность превращений в России была сильна не меньше, чем в Европе. Во всяком случае, В.Н. Татищев в своей «Истории Российской с самых древнейших времен» свидетельствует: «Я не весьма давно от одного знатного, но неразсудного дворянина слышал, яко бы он сам несколько времени в медведя превращался , что слышащие довольно верили».
Наиболее распространенной формой перевоплощения, как добровольного, так и принудительного, является принятие волчьего облика: «вдруг идет из-за леска, что такое, глядите, волк , а вдруг бабка , а волка -то нет. Они спрашивали, а она говорит, не видала ничего»; «Тут у нас охвотник жил, удовец. И жонился на удове с сыном. И у самой ей глаз черный, а на сына и глядеть страшно. И кажну ночь сын из избы прочь. И уцуял охвотник, что стал кажну ночь волк коло их избы выть. <…> О полночь прибежал белый волк , сел средь двора и почал выть».
В некоторых рассказах оборотень, подружившись с настоящим волком или будучи принятым спустя определенный срок (чаще всего через три года) в волчью стаю, ходит с ними на добычу, нападает на теленка или на барашка и ест сырым свежее мясо, пренебрегая, в отличие от настоящих зверей, падалью. Будучи волколаком, он не нападает на человека, не трогает скотCollapse )
LinkLeave a comment

Берсерк - "воин, которого хранят Боги"... [Jul. 2nd, 2011|01:52 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |Faun - "Cernunnos"]



Более тысячи лет назад Харальд Прекрасноволосый основал Королевство Норвегия. Это было далеко не мирным предприятием, так как знатные роды не желали лишаться своих земель. Ему потребовалась армия. На передние боевые порядки он выбирал особенно сильных, решительных и молодых мужчин, тех самых берсерков. Те посвящали свою жизнь Одину, Богу Войны, и в решающей битве при Боксфьорде, одетые в медвежьи шкуры стояли на носу корабля, "кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон". Так говорил один из участников той битвы - Торбьёрн Хорнклофи; в подтверждение тому также строки норвежских и исландских саг.

Они появляются в Саге об Инглингах известного исландского поэта Снорри Стурлуссона: "Мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны как медведи или быки. Они убивали врагов, когда их самих не брал ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов" .

Медвежье бешенство охватывало их, волчье бешенство охватывало их...Collapse )
LinkLeave a comment

Оборотничество: методы и варианты [Jun. 10th, 2011|11:59 am]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |XIII Stolety - "Trasylvanian Werewolf"]


Самым безотказным способом превратиться в зверя традиционно считалось заключение договора с Дьяволом. После того, как он будет скреплен подписями, а при этом обычно отрекаются от Христа, заново проходят крещение и приносят жертву, будущий оборотень приобретал возможность изменять свой облик, а иногда еще и получал магический пояс или иную вещь, которую во время превращения должен был надеть на себя. Считалось, что ведьмы тоже могут превращаться в волков на своих шабашах. Согласно одной латвийской легенде, иногда под Рождество сам Дьявол в образе волка вел тысячи хищников в двенадцатидневном переходе.
Интересен судебный процесс над восьмидесятишестилетним литовцем Тиссом, который был обвинен в превращении в волка. Суд происходил в Юргенсбурге в 1691 году.Престарелый Тисс признал перед судом, что он волк-оборотень и что, в обличий волка, он сражался с Дьяволом. Три раза в год, в ночь святой Люции (накануне Рождества), в Троицын и Иванов день, он и его товарищи, обернувшись волками, отправлялись «на край моря», то есть в ад. Там они сражались с Дьяволом и колдунами, преследуя их, подобно псам. ДальшеCollapse )
LinkLeave a comment

Волк во французском фольклоре [Jun. 9th, 2011|10:58 am]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

svart_ulfr
[Current Music |Butterfiy Temple - "Волчий Пастырь"]



Беррийские колдуны умеют заколдовывать волков так, что волк будет повсюду следовать за своим повелителем и участвовать в магических обрядах, совершаемых на перекрестках лесных дорог; колдуны эти могут сами обращаться волками. Называют их также запирателями волков , потому что они прячут волков в своих амбарах во время облав.
Вожаки волков не обязательно бывают оборотнями, но всегда, как говорят в народе, это колдуны, имеющие договор с Дьяволом. Причинять им зло очень опасно. Это волшебники, за которыми всегда следуют прирученные волки, - а волки могут запросто пожрать врагов своего повелителя. Если ночью волки опустошают чей-то загон или стойло, это обязательно дела их вожака. Точно так же верили и в Бёсе.
В Нижнем Мене вожаки волков жили прямо в стае и сами водили ее на разбой.
ЗАГОВОРЫ, ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИCollapse )
LinkLeave a comment

Не оборотень. Но похож, похож. [Jan. 1st, 2011|03:59 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

karlusa
[Tags|, ]

Юг Франции в 11-13 вв. развивался довольно быстрыми темпами. Здесь гораздо раньше чем на севере начали появляться города, бывшие не просто укрепленными селами, но центрами ремесла и торговли. Подъем экономики повлиял на развитие культуры. Начали появляться книги на светские темы (под сильным влиянием этого региона была написана книга о Бисклаверте-оборотне, которую мы разберем немногим позднее). Окситанский язык (язык ок, как его ещё называют) соперничал с языком уи, языком севера (Париж). Именно здесь зародился культ прекрасной Дамы и обычай служения ей, распространившийся по всей Европе и ставший основой нашей сегодняшней любви (как социокультурного феномена - ухаживание, комплименты, подарки, безумства). В книге Брюнель-Ломбришон Ж., Дюамель-Амадо К. "Повседневная жизнь во времена трубадуров. 12-13 вв." - М. 2003 (ссылка) наткнулся на следующий отрывок.

Сын скорняка Пейре Видаль, прославился своими сумасбродствами. Например, влюбившись в даму по имени Лоба, что на окситанском означает "волчица", он в знак своего ей служения бегал по горам, натянув на себя волчью шкуру./13/

И вот представьте - встречает этого адепта культа Донны некий дремучий пейзанин, "жак", чернь немытая. Ему, сиволапому, невдомёк ведь, что это все - любовь. Что трубадур прославляет таким образом свою Даму и служит Ей. Примет, серв, за оборотня-чернокнижника и пойдут слухи... А там недалеко и до "визита благожелательных сотрудников инквизиции".
LinkLeave a comment

(no subject) [Dec. 23rd, 2010|06:06 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

karlusa
[Tags|, ]

С любезного разрешения konstansa: часть её рассказа о Йоле - Йольский кот.(источник - здесь)

Йольский Кот.

http://static.diary.ru/userdir/8/0/7/0/807065/36883369.jpg
Рассказывают, живёт такой зверь. Он огромен, пушист и прожорлив. Он гуляет ночью и хватает всех зазевавшихся лентяев. На них Кот охотится тёмными ночами, как на мышей, и точно знает, как отличить бездельников: они встречают праздник в старой одёжке. Кто не напрял, не наткал, тому не в чем щегольнуть в праздник. А значит все, кто не обзавелся к Йолю новой шерстяной одежкой, достанутся Йольскому Коту. Их он поймает и сразу съест!

Это поверье было записано в Исландии 19 веке, когда к зиме нужно было обработать всю состриженную с овец осенью шерсть. Сделавшие работу получали в подарок какую-нибудь одежду или обувь, ленивые ничего не получали.
А накануне праздника приходит этот самый Кот раздавать подарки и смотрит, у кого нет обновки. У всех детишек тоже обязательно должно быть на Йоль что-то новое, а то Кот рассердится на нерадивых родителей и отнимет весь праздничный обед. А если и обед ему не понравится, может даже съесть детей. И уж конечно, все семейство останется без подарков на Йоль.


"Все думают, будто знают, кто таков Кот Йоля. И ты тоже так думаешь. Но вы ничего не знаете. Он ходил по нашей земле, когда Йоль еще не был Рождеством Христовым, а был просто Йолем. Этого Кота не убить. Он меряет пустоши хозяйским шагом, а где видит жилье – крадется, словно загробная тень, скользит змеей, прячется за сумерками. Хотя рост у него изрядный. Съесть человека на обед для него – ничто, сущий пустяк. Он терпеливо сидит в засаде, древний убийца, и всегда появляется нежданным. Он может исчезнуть в одном месте и сразу объявиться в другом, за сотни миль. Такие случаи бывали. Любая собака при виде его сомлеет, даже самая свирепая. Иная же - околеет враз. Огонь ему не страшен – пройдет сквозь него, и будет таков. Хуже всего, если он улыбнется человеку с той стороны очага… Тому бедняге нипочем не дожить до следующего Йоля – сгорит, как свечка. Вода замерзает, стоит ему подуть на нее сквозь усы. Клыки и когти у него остры, как сколы льда. Он – один из могучих духов этой страны, без чьего соизволения ни один корабль не пристанет к исландскому берегу. А знаешь ли ты, отчего этот Кот зовется Йольским? Под Йоль все меняется и струится, и этот мир готовится свалиться в преисподнюю. Потому люди и придумали веселиться да пьянствовать, да меж собой договорились, что завтра, мол, опять взойдет солнце. Вот оно и восходит – куда ж ему деваться! А еще потому, что люди жертвуют. А за жертвой кто приходит? Правильно, Кот Йоля. Будешь лениться – Кот съест твой обед. Вот так стращают вас, сорванцов". (c)


http://i43.photobucket.com/albums/e378/Laikalasse/LJ%20Moods/The_Hunter___by_moroka323.jpg
LinkLeave a comment

Бурхард Вормсский о вере в оборотничество [Dec. 8th, 2010|11:01 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

karlusa
[Tags|, ]

Собственно о самом авторе мне известно немного. Быстрый поиск в интернете показал, что он был епископом Вормса с 1000 по 1025 год. Помимо прочих трудов (занимался воспитанием Конрада 2, будущего императора Священной Римской империи германской нации), прославлен составлением пособия по каноническому (сиречь церковному) праву для священников своего диоцеза (церковно-административной единицы). Там содержится изрядное количество интересной информации и по колдовству, и по ведьмам. (Ворчливо замечу, что сейчас особо популярна та часть его пособия, которая касается назначения наказаний за грехи в сексуальной сфере  - гомосексуализм, неклассические позы и т.п. Поиск Гугля выдает массу подобных ссылок.) В небольшом отрывке Бурхард затрагивает и тему оборотней.

Предостерегая "совращённых нечистой силой глупцов", Бурхард Вормский уточняет, что нельзя верить в "парок" (parcae), способных влиять на судьбу человека и превращать в волков-оборотней новорождённых младенцев.[С. 97 Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые : Антропология болезни в средние века. – СПб.: Алетейя, 2004. — 396 с.]


Здесь оборотничество рассматривается как суеверие (нельзя верить) во-первых, и как следствие воздействия сверхъестественных существ, во-вторых. Примечательно, что Бурхард упоминает именно парок. В классической мифологии парки - богини судьбы, определявшие при рождении дальнейшую жизнь ребёнка (ссылка). Учитывая склонность средневековых автором называть латинскими словами местные реалии, можно предположить, что за "парками" скрываются скандинавские "норны", также богини судьбы. Отсюда вывод: в Германии того времени считали, будто способности к оборотничеству предопределяются при рождении человека. Причем это наделение осуществляют какие-то сверхъестественные существа - как феи в сказке о спящей красавице.
LinkLeave a comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]