?

Log in

No account? Create an account
Оборотни, миксаморфы и культ животных [entries|archive|friends|userinfo]
Оборотни, миксаморфы и культ животных

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ТАК КТО ЖЕ "ТВОЮ МАТЬ? [Jul. 1st, 2012|01:01 pm]
Оборотни, миксаморфы и культ животных
werebeast_ru
[smelding]
[Tags|, , ]

Оригинал взят у smelding в ТАК КТО ЖЕ "ТВОЮ МАТЬ?

Профессор Борис Андреевич Успенский в своём труде о мифологическом аспекте русского мата предполагает - и обосновывает это предположение - что субъектом, действующим лицом самого известного матерного оборота являлся пёс/волк.
При этом он, однако, не аппелирует ни к весенней песне "Брали девки лён", прямо иллюстрирующей это положение, ни к трактовке Рыбаковым изображения на ритуальном браслете из Галича, где мы видим пару из волка(пса?) и женщины, срывающей с себя поневу.(см. рисунок в начале поста) Последнее, впрочем, объяснимо культвируемым в среде "правильной" интеллигенции отношением к Борису Александровичу. Печально, что и сам Рыбаков не обратил внимание на песню, предпочтя гораздо более косвенную параллель с катанием попа по полю.




Весенний обряд катания попа в полном облачении по полю.

Странно было б, если бы Рыбаков не знал песни "Брала девка лён", отразившейся - естественно, в своей "цензурной" части - даже в пьесе Островского.(кстати, в высшей степени показательно, что во время необрядового исполнения песни матерные слова подменяли эвфемизмами, что указывает на обрядовую природу матерной речи).
Но если так, его увязывание изображения именно с льноводством - пример блестящей интуиции учёного.

в песне прямо указано, что это "не тот волк, что по лесу рыщет, скотинку ищет,", да и на браслете обращает на себя внимание не только указанный Рыбаковым пояс на волке, но и изображённый рядом с парой волк, ОБЕРНУВШИЙСЯ к своему хвосту - как я уже указывал, такое изображение на вышивках называют "оборотнем"

Календарный период, время обрядности и образ волка\пса скорее указывают  - в мифологическом смысле - не на "противника Громовержца", под которым верящий в "основной миф" Иванова и Топорова Успенский подразумевает Велеса, а на Ярилу - вешнего Бога, "Зелёного Юрия", волчьего пастуха.

На человеческом плане тут вряд ли волхв, предполагаемый Рыбаковым, а скорее представитель боевых братств гиперактивной, необузданной молодёжи, символически уподоляющийся волкам/псам - явление, на индоевропейском материале хорошо изученное. В песне внущающий опаску девкам "волк", который "по полю свищет", оказывается "парнем" или "молодцом".

LinkReply