smelding (smelding) wrote in werebeast_ru,
smelding
smelding
werebeast_ru

ТАК КТО ЖЕ "ТВОЮ МАТЬ?

Оригинал взят у smelding в ТАК КТО ЖЕ "ТВОЮ МАТЬ?

Профессор Борис Андреевич Успенский в своём труде о мифологическом аспекте русского мата предполагает - и обосновывает это предположение - что субъектом, действующим лицом самого известного матерного оборота являлся пёс/волк.
При этом он, однако, не аппелирует ни к весенней песне "Брали девки лён", прямо иллюстрирующей это положение, ни к трактовке Рыбаковым изображения на ритуальном браслете из Галича, где мы видим пару из волка(пса?) и женщины, срывающей с себя поневу.(см. рисунок в начале поста) Последнее, впрочем, объяснимо культвируемым в среде "правильной" интеллигенции отношением к Борису Александровичу. Печально, что и сам Рыбаков не обратил внимание на песню, предпочтя гораздо более косвенную параллель с катанием попа по полю.




Весенний обряд катания попа в полном облачении по полю.

Странно было б, если бы Рыбаков не знал песни "Брала девка лён", отразившейся - естественно, в своей "цензурной" части - даже в пьесе Островского.(кстати, в высшей степени показательно, что во время необрядового исполнения песни матерные слова подменяли эвфемизмами, что указывает на обрядовую природу матерной речи).
Но если так, его увязывание изображения именно с льноводством - пример блестящей интуиции учёного.

в песне прямо указано, что это "не тот волк, что по лесу рыщет, скотинку ищет,", да и на браслете обращает на себя внимание не только указанный Рыбаковым пояс на волке, но и изображённый рядом с парой волк, ОБЕРНУВШИЙСЯ к своему хвосту - как я уже указывал, такое изображение на вышивках называют "оборотнем"

Календарный период, время обрядности и образ волка\пса скорее указывают  - в мифологическом смысле - не на "противника Громовержца", под которым верящий в "основной миф" Иванова и Топорова Успенский подразумевает Велеса, а на Ярилу - вешнего Бога, "Зелёного Юрия", волчьего пастуха.

На человеческом плане тут вряд ли волхв, предполагаемый Рыбаковым, а скорее представитель боевых братств гиперактивной, необузданной молодёжи, символически уподоляющийся волкам/псам - явление, на индоевропейском материале хорошо изученное. В песне внущающий опаску девкам "волк", который "по полю свищет", оказывается "парнем" или "молодцом".

Tags: волк, волки, оборотни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments